Программное обеспечение как услуга

Во всем мире, в особенности в США, за последние несколько лет термин SaaS получил очень широкое распространение.

В России пока этот термин не на слуху. Расшифровывается он как Software-as-a-Service, а дословно переводится – «программное обеспечение как услуга».

Чтобы понять смысл Software-as-a-Service в информационных технологиях, воспользуемся аналогией и посмотрим, как можно решить задачу по перевозке груза. Предположим, что нам необходимо перевезти груз из пункта «А» в пункт «B». Существует несколько вариантов того, как можно это сделать.

Вариант первый.

Предположим, что наша небольшая компания не обладает необходимыми знаниями в области перевозок. Но у нас есть знакомые, которые кое-что в этом понимают и могут изготовить для нас транспортное средство для перевозки нашего груза из пункта «А» в пункт «В». Плюсом этого подхода является его относительная дешевизна по сравнению с покупкой серийного автомобиля. Кроме того, наши знакомые постараются, чтоб транспортное средство соответствовало именно нашим задачам. Но у этого подхода есть и множество недостатков. Что делать, если нам понадобится перевозить другие грузы в другие пункты назначения? А вдруг окажется, что мы не сможем добраться на нашем транспортном средстве до необходимого места? С другой стороны, что делать, если наше транспортное средство сломается? Ведь оперативно отремонтировать его сможет только человек, его создавший, а он может оказаться недоступен. Соответственно, если действительно произойдет поломка, то ремонт продлиться дольше, чем в случае с серийным автомобилем, так как для нашего транспортного средства стандартных запчастей нет.

Это вариант аналогичен разработке своей собственной информационной системы. Возникает вопрос, зачем каждый раз изобретать колесо? Ведь известно, что для создания хорошего продукта, скорее всего, потребуется намного больше денег и времени, чем предполагалось изначально. Как мы видим, это не самый лучший способ.

Вариант второй.

Мы можем купить серийный автомобиль, выбрав такой, какой именно нам нужен: легковой или грузовой, с достаточной грузоподъемностью и т.д. Этот вариант кажется намного лучше: автомобиль надежнее, чем наш самодельный, прошел множество испытаний, известно, в каких условиях он может работать. В случае поломки его просто отремонтировать, так как существует множество сервисов и специалистов, которые могут это сделать. Также нет проблем с запасными частями, они тоже стандартные.

Серийный автомобиль подобен коробочному программному продукту. И на первый взгляд, данный вариант очень выгоден и не имеет недостатков. Но это не так. Трудности могут возникнуть, когда с ростом компании у нас появится необходимость перевозить другие грузы, которые не предусматривались при покупке автомобиля.

Вариант третий.

Если компании необходимо специфическое транспортное средство, то она может обратиться в организации, которые делают спецтехнику, и там заказать автомобиль нужной комплектации. Но это достаточно дорого и не так просто. Нужно четко понимать, каким требованиям должен удовлетворять автомобиль, и четко сформулировать эти требования исполнителю. Скорее всего, потребуется дополнительное обучение персонала для управления созданным автомобилем. Возрастает стоимость обслуживания, так как запчасти к нему более редкие и специалистов, которые могут его отремонтировать мало.

Этот вариант аналогичен внедрению какого-либо некоробочного продукта, который нужно кастомизировать.

Вариант четвертый.

На определенном этапе своего развития компания может достичь такого уровня, что ей выгоднее будет построить собственную железную дорогу для доставки своих грузов. Трудности данного подхода очевидны: сложность проектирования, строительства, обслуживания, высокие риски. Но если задуманное удастся осуществить, это приведет к существенной экономии и улучшению работы.

Способ похож на внедрение полноценной информационной системы масштаба SAP, Oracle, Microsoft. Однако надо понимать, что даже при успешности проекта за время внедрения рыночная ситуация может поменяться и потребуются дополнительные затраты на доработку системы.

Вариант пятый.

Если у компании недостаточно ресурсов для постройки железной дороги или для других проектов подобного масштаба, то можно взять в лизинг транспортное средство. В случае нежелания заниматься ремонтом и обслуживанием, можно просто его арендовать.

Этот вариант аналогичен ASP (Application service providing) – аренде программных продуктов, активно развивавшейся в конце 90-х годов.

Вариант шестой.

Мы наконец подошли к ответу на вопрос, который прозвучал в начале статьи. Что же такое SaaS? Software-as-a-Service можно уподобить варианту, когда для перевозки груза мы обращаемся в специализированную транспортную компанию. У этой компании всегда найдется нужный вид транспорта в необходимом количестве под конкретный заказ. Она всегда следит за своим транспортом, своевременно его обслуживает, контролирует сроки поставок. Тут возникает вопрос, а можно ли вообще доверить доставку наших грузов какой-либо транспортной компании? Не потеряет ли она их, не повредит ли при транспортировке и доставит ли вовремя? И здесь есть только одно решение – следует обращаться в надежную транспортную компанию. Гарантировать же качество услуг в софтверной индустрии поможет Service Level Agreement (SLA) – соглашение об уровне сервиса, в котором прописаны условия предоставления услуг.

Использование услуг транспортной компании позволяет уйти от проблем с доставкой, обслуживанием транспортных средств, закупкой новых машин и сосредоточиться на основных для предприятия бизнес-процессах. Аналогично компания может освободиться от ряда проблем в ИТ, благодаря модели SaaS. Сразу отпадает необходимость покупать, обслуживать и обновлять «железо» и программные продукты.

Важным плюсом является то, что компания в любой момент может отказаться от услуг транспортной компании, если ее не удовлетворяет уровень сервиса. Также и в случае SaaS, легко перейти на другое решение, которое будет более удачно соотвествовать задачам компании. При работе с транспортной компанией всегда есть возможность быстро увеличить объем грузоперевозок, точно так же SaaS предполагает хорошую масштабируемость решения.

А что делать, если нашей компании понадобится отправить груз в точку, где данная транспортная компания не работает? В таком случае эта транспортная компания заключит договор с другой транспортной компанией, которая работает в необходимых регионах. Причем это не приведет к серьезному удорожанию стоимости доставки.

Этот наглядный пример позволяет понять, какие преимущества могут получить компании, прибегая к услугам сервисных компаний, в том числе в области ИТ. Есть все основания полагать, что в скором будущем модель SaaS будет пользоваться большой популярностью у российских потребителей ИТ-услуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − пятнадцать =